Психология антинаезда

Родион Чепалов

Наезд – в этом слове сконцентрирована обида: наехали – значит необоснованно, без предупреждения отругали, отчитали. Например, на работе вы не выполнили вовремя план, не сдали отчет. Но никто не хочет разбираться, почему это произошло – на вас просто наезжают и все.
Именно наезды начальников, коллег частенько являются причиной увольнений. Научившись противостоять наездам, вы сможете дольше удержаться на работе.
Итак, наезд – это не справедливое обвинение, эмоциональное давление на человека, который якобы провинился и объяснений которого практически не слушают. Люди наезжают обычно:
1. Потому что у них нет весомых аргументов.
Частенько это случается с начальниками. В такой ситуации они начинают хамить, кричать, топать ногами.
2. Потому что они сами виноваты.
Вполне возможно, ваш начальник испытывает чувство вины за то, что не научил вас определенным навыкам, но чтобы не признаваться в этом даже самому себе, он отчитывает вас.
3. По привычке.
Например, ваш начальник привык помыкать подчиненными. И теперь, когда ему представился такой удобный случай, он считает своим долгом объяснить вам, что вы (как и все его подчиненные на работе) – пустое место.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
1. Начать наезжать в ответ: «Да кто вы такие? Да что вы вообще себе позволяете? Да я вам что…» И так далее.
Достоинства стратегии: демонстрируете силу, показываете, что вы не какой-то там слюнтяй, а человек, который может постоять за себя.
Недостатки стратегии: недалеко до очень большого скандала и разрыва отношений.
2. Ни слова не говоря хлопнуть дверью. То есть уйти, не слушать вообще того, кто на вас наезжает.
Достоинства стратегии: сохраняете свои собственные нервные клетки.
Недостатки стратегии: вам ведь все равно рано или поздно придется вернуться на работу, и выяснение отношений тогда возобновится с удвоенной силой.
3. Игнорировать наезд. На вас кричат, топают ногами, а вам все по барабану. Вы смотрите в сторону, плюете в потолок, никак не реагируете.
Достоинства стратегии: вы демонстрируете людям, которые на вас наезжают, свое полное пренебрежение к их способам давления. Типа: «Знаете что, выберите другой способ общения со мной. Наехать на меня у вас не получится».
Недостатки стратегии: ваш собеседник может посчитать, что вы его за человека не считаете, ваше спокойствие может быть расценено как неуважение к личности вашего оппонента. И тут у него появляется повод вскипеть, жуткого скандала в таком случае не избежать.
4. Самый сложный путь противостояния наезду, но и самый действенный, – это позитивный диалог. Вы начинаете разговор с того, что просите помощи коллег, начальника и выказываете готовность разобраться – при условии, что на вас не будут эмоционально давить, например: «Уважаемый! Я тоже хочу во всем разобраться. Я прошу у вас терпения, помощи, совета. Мне очень обидно, когда со мной разговаривают вот так – свысока, как будто выносят смертный приговор. Давайте вы на меня не будете наезжать – и тогда мы сможем вместе во всем разобраться».
Обратите внимание на то, как часто употребляется в этом монологе местоимение «мы». Это – один из способов показать собеседнику, что вы имеете общие с ним цели: «Мне тоже важно, чтобы этот разговор состоялся и чтобы мы поняли друг друга».
Не забывайте также применять следующие стратегии:
1. Попросите собеседников, чтобы они рассказали, что, по их мнению, произошло. Не перебивайте их. Потом скажите: «Да, я вас внимательно выслушал. С чем-то я согласен, с чем-то нет. Позвольте, теперь я выскажу свою точку зрения».
2. Если вы и ваш собеседник по-разному смотрите на какую-то проблему, покажите оппоненту, что вы не отвергаете его как личность, а готовы к диалогу: «Я уважаю ваше мнение, но до конца с ним согласиться не могу. Я по-прежнему считаю, что все было по-другому. А то, что вы со мной не согласны, еще не повод на меня наезжать и меня наказывать, верно?».
3. Не забудьте подытожить разговор своим резюме конфликта. Перескажите своими словами версию произошедшего. Сообщите, в чем вы действительно виноваты, а в чем – нет. Предложите подвести итог – например: «Я понял, что мы не обо всем договорились. Но ведь мы – одна компания. Значит, мы все равно должны прийти к цели».
4. Улыбайтесь собеседнику, но не насмехайтесь над ним. Где надо – выражайте сочувствие.
Вообще способ противостояния наезду зависит от корпоративной культуры. В одних фирмах принято выслушивать все молча, в других – допустимо возражать.
Будьте предельно осторожны, если наезжает клиент. Ведите себя вкрадчиво, чтобы не потерять его – например: «Да, в ваших словах есть определенный смысл, мы попробуем построить наши взаимоотношения по-другому» и пр.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector