Сажевый фильтр (сажевик) устанавливается в машинах с дизельным силовым агрегатом. Он нужен для удержания сажи, которая образуется в процессе неполного сгорания топлива. Однако этот компонент постепенно засоряется. Его нужно периодически очищать от скопившихся загрязнений.
Сделать это можно вручную, промыв сажевик специальными составами. Однако более распространенный вариант — прожигание, то есть прогрев детали до определенной температуры. Благодаря этому токсичные частицы окисляются и преобразуются в более безопасный диоксид углерода (углекислый газ). Этот процесс называется регенерацией.
Заметим, что для эффективного очищения детали от сажи нужно правильно выбрать режим регенерации сажевого фильтра. Он может быть активным или пассивным — это зависит от устройства элемента, а также конструктивных особенностей автомобиля.
Содержание
Пассивная регенерация сажевого фильтра в машине
Пассивным прожигом называется процесс регенерации сажевика, который происходит непосредственно во время езды. Однако для этого нужно соблюдать ряд условий:
- Требуется длительная езда продолжительностью не менее 30 минут на одной передаче (не менее 2500 об/мин). Как правило, регенерация сажевого фильтра на ходу запускается при движении на скорости 70-100 км/ч.
- Желательно избегать резких ускорений, запуска двигателя на холостых оборотах, езды на низкой скорости. Из-за этого сажевик будет быстро остывать, а внутри детали образуется много новой сажи.
- Важно, чтобы в авто использовался сажевый фильтр, совмещенный с каталитическим нейтрализатором. В противном случае детали будут размещены далеко друг от друга, поэтому регенерация на ходу не принесет результата.
Активный прожиг: как включить регенерацию сажевого фильтра
Регенерация сажевика называется активной (Active) из-за того, что при ее запуске в работу включается искусственный интеллект. Речь идет о работе электронного блока управления (ЭБУ) двигателем, который и запускает активный прожиг детали. Во время этого процесса принудительно повышается температура отработавших газов до +600…+650 °C. В таких условиях очистка сажевика будет наиболее эффективной.
Принудительная регенерация сажевого фильтра запускается автоматически, если:
- Температура выхлопных газов достигла как минимум +250 °C.
- Двигатель прогрелся хотя бы до +65…+75 °C (зависит от модели авто).
- В топливном баке осталось не менее 1/4 горючего.
После запуска active-прожига, который продолжается 10-30 минут, ЭБУ производит следующие изменения в работе авто:
- Отключается система рециркуляции отработавших газов (EGR). Это способствует повышению температуры сгорания горючего.
- Активируется “послевпрыск”. Так называется впрыск дополнительной порции дизельного топлива, который совершается отдельно от основного впрыска. Благодаря этому обеспечивается сгорание топлива непосредственно в сажевике.
- Меняется геометрия расположения сопловых лопаток турбины. Это позволяет не тратить тепло выхлопных газов на механическое раскручивание колеса центробежного аппарата.
Как узнать, когда происходит регенерация сажевого фильтра в активном режиме
Нет способа гарантированно понять, что начался active-прожиг, потому что бортовая электроника никак не сигнализирует о начале очистки сажевика. Чтобы определить запуск регенерации сажевого фильтра, нужно обратить внимание на ряд характерных признаков:
- Повышается температура моторного масла. При этом автомобилист может услышать характерное “цоканье” раскаленного металла. Наиболее отчетливо звуки слышны снаружи машины.
- Мгновенно возрастает температура охлаждающей жидкости.
- Происходит резкое увеличение потребления топлива из-за “послевпрыска”.
- При холостых оборотах мотор начинает издавать необычные басистые звуки.
- Из глушителя выходит густой беловатый дым.
ЭБУ автоматически определяет, как происходит регенерация сажевого фильтра и когда именно она включается. То есть процесс прожига может запуститься даже во время езды по городу. Это не самый хороший вариант, потому что в таких условиях водителю приходится постоянно ускоряться и останавливаться. Наиболее оптимальные условия для регенерации в active-режиме — равномерное движение на скорости 50-60 км/ч с частотой вращения коленчатого вала около 2000 об/мин.
Когда требуется принудительная регенерация сажевого фильтра
Зная, как запустить регенерацию сажевого фильтра, вы сможете своевременно осуществлять прожиг этого элемента в своем автомобиле. Делать это нужно при появлении характерных признаков, сигнализирующих о засорении сажевика.
Индикатор на приборной панели
Самый простой способ понять, когда нужно прожечь сажевый фильтр — следить за значками на панели приборов. В современных автомобилях включается индикатор “Засорен сажевый фильтр, не глушите мотор”. Это значит, что произошла активация регенерации, поэтому водителю следует выехать на трассу и ехать с определенной скоростью в течение 10-30 минут.
Заметим, что одновременно с индикатором сажевика могут подсвечиваться значки check engine (“проверьте двигатель”) и спираль свечей накаливания. Все это сигнализирует о том, что не включается регенерация сажевого фильтра или этот процесс происходит неправильно. Рекомендуем обратиться в автосервис за диагностикой, чтобы гарантированно устранить существующие проблемы.
Неполадки в работе машины
ЭБУ может блокировать различные системы и ограничивать мощность двигателя во время прожига сажевика. Чаще всего, если не запускается регенерация сажевого фильтра, водители сталкиваются с такими ограничениями:
- Невозможно набрать скорость более 100 км/ч.
- Автомобиль очень медленно разгоняется.
- Потребление горючего не превышает 10 л на 100 км пробега.
- Не получается включить круиз-контроль.
Так как сделать регенерацию сажевого фильтра машина не может, автовладельцу следует приступить к активному прожигу детали. Если это не поможет, тогда нужно обратиться к специалистам Oiler, которые демонтируют и промоют элемент вручную.
Как часто происходит регенерация сажевого фильтра в авто
Частота регенерации сажевого фильтра зависит от множества факторов, включая марку и модель машины. Как правило, пассивный прожиг совершается каждые 10 километров, как только соблюдаются условия, необходимые для этого процесса. Активная регенерация осуществляется значительно реже — каждые 300-700 км.
При этом существуют ситуации, когда чересчур часто включается регенерация сажевого фильтра. Например, каждые 150 км. В этом случае причин может быть несколько: начиная от неправильной работы форсунок и датчика давления топлива, заканчивая сбоями в электронном блоке управления мотором.
Частая регенерация сажевого фильтра влечет за собой множество проблем, включая значительное увеличение расхода горючего. Чтобы исправить ситуацию, рекомендуем обращаться к опытным механикам автосервиса.
Они проведут проверку сажевика, выполнят его промывку, а если потребуется — установят новую запчасть. Заметим, что производить замену нужно даже при регулярной и правильной регенерации сажевого фильтра, потому что он постепенно вырабатывает ресурс и больше не может удерживать сажу и/или удалять ее в процессе прожига.
Похожие статьи