Как почистить сажевый фильтр на дизеле?

 

Сажевый фильтр — это деталь автомобиля, предназначенная для удержания сажи. Благодаря этому уменьшается количество токсичных веществ в выхлопных газах. Устанавливаются такие компоненты только на машины с дизельным силовым агрегатом.

С течением времени эта деталь засоряется, поэтому у многих автовладельцев возникает вопрос — как прожечь сажевый фильтр на дизеле или прочистить его от скопившихся загрязнений. Рассмотрим наиболее распространенные способы, как это можно сделать.

Что такое сажевый фильтр на дизеле и для чего он нужен

Когда работает дизельный мотор, находящееся в нем горючее сгорает только частично. Из-за этого образуется множество твердых частиц, размер которых варьируется от 10 нм до 1 мкм. Такие загрязнители имеют 3 класс опасности. То есть их количество нужно сокращать, чтобы не загрязнять атмосферу.

Нужно знать, как промыть сажевый фильтр (сажевик), потому что такие частицы оказывают негативное влияние на человеческий организм. Они могут провоцировать обострение респираторных болезней, а также считаются одним из факторов появления рака кожи.

Фильтрующий элемент удерживает до 80-90% твердых частиц, содержащихся в отработавших газах. Однако система отличается технологической сложностью и высокой стоимостью. То есть забитый сажевый фильтр предпочитают не менять на новый, а прочищать или промывать.

Катализатор и сажевый фильтр: в чем разница этих деталей

В автомобилях с бензиновым двигателем не используются сажевики. При сгорании такого топлива не образуются твердые частицы, поэтому для очистки выхлопа предназначен только каталитический нейтрализатор (катализатор). Он нейтрализует окись углерода (угарный газ), летучие углеводороды, токсичные соединения азота и прочие продукты сгорания горючего.

В дизельных авто нужно улавливать как твердые частицы, так и отработавшие газы. Для этого используют комбинированные устройства. Речь идет про сажевые фильтры с каталитическим покрытием.

В других машинах предусмотрены сразу оба элемента — сажевик и катализатор. Благодаря этому система улавливает максимальное количество токсичных веществ, содержащихся в выхлопных газах.

Где находится сажевый фильтр — зависит от устройства фильтрующего элемента:

  • Комбинированное устройство расположено за выпускным коллектором автомобиля.
  • Если в машине есть два компонента, тогда сажевик будет находиться непосредственно за каталитическим нейтрализатором.

Как проверить сажевый фильтр на предмет засора

Понять, что сажевик засорен, можно по ряду характерных неполадок в работе авто:

 

  • Увеличилось потребление горючего, но при этом снизилась тяга мотора.
  • Выхлопные газы стали насыщеннее, темнее. При этом от них исходит сильный неприятный запах.
  • Возрос расход моторного масла.
  • В процессе работы силового агрегата возникают посторонние шипящие звуки.

На приборной панели автомобиля также может включаться индикатор “сажевый фильтр засорен, не глушите двигатель”. Он сигнализирует о проблемах в работе элемента. Просьба не выключать мотор связана с необходимостью “прожига” (регенерации) сажевика, которая происходит в автоматическом режиме.

Как чистить сажевый фильтр: регенерация

Как правило, в дизельных транспортных средствах реализована система регенерации сажевика. Она может отличаться для машин разных марок и моделей, но суть одна:

  • Фильтрующий элемент нагревается до очень высокой температуры — +600…+750 °C. В отдельных ситуациях деталь может раскаляться до +1000 °C.
  • Благодаря этому сажа, скопившаяся в ячейках сажевика, проходит через ряд химических реакций. Частицы загрязнений окисляются и сгорают — это самый простой способ очистить сажевый фильтр, который называется регенерацией.
  • Чтобы нагреть деталь до такой температуры, нужно выехать на трассу и разогнаться до 100-120 км/ч. В таком режиме следует ехать в течение 30-40 минут.

Заметим, что такой способ очистки будет результативным, если масса сажи не превышает 15 грамм. Кроме того, эффективность регенерации зависит от текущего состояния сажевика. В остальных случаях прочистку элемента следует доверить специалистам станции техобслуживания.

Как промыть сажевый фильтр в авто

Очистка сажевика представляет собой стандартную процедуру для механиков. Кроме того, фильтр можно промывать несколько раз в отличие от катализатора. Процедура состоит в следующем:

  • В бочонок сажевика заливают специальную жидкость.
  • Внутри детали происходит окисление сажи и другие химические реакции.
  • Через несколько часов механики сливают жидкость вместе с загрязнениями.

Если сажевик сильно засорен, его предварительно демонтируют и промывают по-особенному тщательно. Заметим, что очистка фильтрующего элемента не будет результативной, если он будет в очень плохом состоянии. В такой ситуации забитый сажевый фильтр подлежит только замене.

Как узнать, вырезан ли сажевый фильтр в машине

Некоторые автомобилисты решают удалить сажевик в автомобиле, потому что это повышает пропускную способность выхлопной системы, а двигатель и турбина начинают работать эффективнее. Негативное последствие только одно — значительное увеличение токсичности выхлопа.

Если вы недавно купили машину, предыдущий владелец мог вырезать сажевик. Поэтому важно разобраться, как узнать, есть ли сажевый фильтр в автомобиле. Для этого достаточно визуально осмотреть место, где должен находиться этот элемент. Если там есть две металлические трубки, значит, сажевик установлен.

Не будет лишним понимать, как узнать по ВИН-коду, есть ли сажевый фильтр. Потому что в отдельных моделях дизельных авто его не устанавливают вообще. Для этого зайдите на любой онлайн-каталог, где можно подбирать запчасти по номеру VIN. Если по коду вашей машины невозможно найти сажевик, скорее всего, его не было в автомобиле изначально.

Обратите внимание: если удалить сажевый фильтр без прошивки, в работе двигателя могут возникать различные неполадки. Из-за этого увеличивается расход топлива, снижается мощность двигателя, а в ряде случаев агрегат просто перестает работать. Поэтому как промывкой, так и удалением сажевика должны заниматься опытные механики.

Забит сажевый фильтр: уход за элементом

Чтобы сажа не скапливалась в сажевике чересчур активно, нужно правильно эксплуатировать машину. В частности, следует пользоваться правильно подобранным машинным маслом и топливом. В противном случае присадки, находящиеся в этих жидкостях, могут блокировать работу фильтрующего компонента.

Отдельного упоминания заслуживает то, чем промыть сажевый фильтр при его очистке. Для этой задачи подходят различные очистители, однако их подбор лучше доверить специалистам. Каждое устройство имеет свои конструктивные особенности, поэтому некоторые жидкости могут оказаться менее эффективными, чем другие.

Похожие статьи

 

Добавить комментарий