Владельцы автомобилей с дизельным двигателем часто задаются вопросом, что такое ТНВД (топливный насос высокого давления)? Не удивительно, так как этот узел устанавливается преимущественно на силовые агрегаты, работающие на дизельном топливе. Горючая жидкость должна подаваться с определенным высоким давлением на форсунки. В противном случае они не откроются и впрыска не будет. Следовательно, ТНВД — это насос высокого давления для топлива. В его задачи входит не только подача горючей жидкости в форсунки, но и нагнетание ее до давления в пределах 500-1400 Бар.
Содержание
Принцип работы ТНВД
Данный узел работает через муфту опережения, чтобы на момент впрыска в системе было необходимое давление для открытия форсунок. Для лучшего понимания, что такое ТНВД на дизеле, рассмотрим его компоненты. Он состоит из следующих деталей:
- корпус устройства;
- муфта опережения;
- кулачковый вал;
- всережимный регулятор;
- насос подкачки;
- плунжеры с гильзами;
- нагнетательные клапаны;
- толкатели;
- возвратные пружины.
Принцип работы ТНВД заключается в том, что толкатель заставляет двигаться плунжер. Он поднимается и перекрывает впускной канал, за счет чего вытесняется топливо через нагнетательный клапан на форсунки. Излишки горючей жидкости уходят через специальные каналы в конструкции плунжера. Когда возвратная пружина опускает его в исходное положение, открывается впускной канал и процесс снова повторяется.
Редукционный клапан ТНВД: признаки неисправности
Данный узел быстро выходит из строя, если регулярно в бак заливается дизельное топливо низкого качества. Оно отличается наличием абразивных частиц, негативно воздействующих на форсунки и насос. В результате ТНВД не подает топливо на форсунки или делает это с недостаточным давлением. Определить это можно по следующим признакам:
- появление посторонних звуков в области насоса;
- увеличение токсичности выхлопных газов;
- силовой агрегат запускается с трудом и периодически глохнет;
- появление подтеков топлива на корпусе насоса;
- увеличение расхода топлива.
Когда появились вышеперечисленные признаки неисправности ТНВД, рекомендуется отправить машину на станцию технического обслуживания для проведения диагностики топливной системы. Это даст более точные результаты диагностики. Стоит отметить, что признаки неисправности ТНВД на бензине аналогичные дизельному двигателю. Но к вышеперечисленным признакам следует добавить снижение мощности двигателя, так как при наличии ТНВД на бензиновых моторах используется менее обогащенная топливная смесь. Регулировка ТНВД немного отличается, в зависимости от того, на каком топливе работает двигатель. Выходит из строя данный узел в основном из-за поломки плунжера, некачественного топлива или износа толкателя. Рассмотрим каждую причину более детально.
Выход из строя плунжера
Каждый, кто знает, что такое ТНВД в машине, понимает, насколько сложное это устройство и как оно чувствительно к чистоте топлива. Однако плунжер выходит из строя при завоздушивании системы. Дело в том, что дизельное топливо выполняет роль смазочного материала для него. Каждый знает, кто имел дело с ТНВД, что это устройство с подвижными деталями, а потому без смазки нельзя. Естественно, при прохождении воздуха через насос, плунжер не смазывается. По этой причине увеличиваются его температура и коэффициент трения, что приводит к преждевременному износу. В результате требуется регулировка ТНВД или его полная замена.
Топливо низкого качества
Такая горючая жидкость содержит много смол, механических взвесей и различных парафинов. Они снижают смазочные свойства дизельного топлива, что негативно сказывается на всех подвижных частях устройства. Если из-за плохого топлива возникает неисправность ТНВД, симптомы заключаются в снижении давления в топливной системе, так как детали с выработкой не могут обеспечить полноценную работу насоса.
Неисправность толкателя ТНВД
Толкатель работает за счет кулачка распредвала впускных клапанов, толкая плунжер насоса. Выработка плоскости толкателя приводит к запоздалой реакции плунжера. Поэтому симптомы неисправности толкателя ТНВД заключаются в запаздывании впрыска топлива и, соответственно, в троении силового агрегата.
Как проверить ТНВД и настроить его
При появлении проблем с насосом высокого давления не рекомендуется его диагностика в домашних условиях. В СТО имеется специальный стенд, который даст точную оценку состояния устройства. Выполняя диагностику в домашних условиях, не имея опыта, возможна даже такая ситуация, когда владелец авто перепутал трубки на ТНВД при обратной сборке. Из-за этого насос работать не будет. Также установка устройства по меткам требует навыков и знаний. Если вы решили делать все самостоятельно, рассмотрим, как проверить ТНВД и настроить подачу топлива.
Проверка перепускного клапана ТНВД
Это устройство работает некорректно, когда давление топлива не соответствует заводским параметрам. Поэтому проверка работоспособности заключается в измерении натиска жидкости. Для тех, кто не знает, как проверить перепускной клапан ТНВД, сразу уточним, что нужен специальный тестер или как минимум манометр, имеющий широкий диапазон измерений. Для измерения давления, необходимо тестер или манометр подключить вместо топливной трубки и завести двигатель. Если результат измерений менее 300 кг/см3, значит перепускной клапан изношен и требует замены. Зная, как проверить обратный клапан ТНВД, не стоит полагать, что такой способ обладает высокой точностью. Поэтому не следует экономить на услугах станции технического обслуживания.
Как проверить электромагнитный клапан ТНВД
Этот узел необходим в конструкции насоса для отсечения потока топлива, когда мотор глушат. Так как работает этот клапан от бортовой сети, проверять его работоспособность необходимо тестером напряжения. Для тех, кто не знает, как проверить электромагнитный клапан ТНВД, уточним, что наличие напряжения необходимо искать на вводных клеммах устройства. Если оно присутствует, а клапан не работает, значит он вышел из строя.
Как уменьшить подачу топлива на ТНВД или увеличить ее
Для регулирования подачи топлива на насос высокого давления в его конструкции предусмотрены специальные регулировочные болты. Закручивая их, вы уменьшаете пропускную способность топливного канала и, соответственно, горючей жидкости будет поступать меньше. Эти же регулировочные болты выступают ответом на вопрос: как увеличить подачу топлива на ТНВД самостоятельно? Выкручивая их, вы увеличиваете пропускную способность канала.
Похожие статьи