Что такое катализатор

 

Современные автомобили имеют в конструкции много устройств для снижения негативного воздействия на окружающую среду. Чтобы снизить вред выхлопной системы, устанавливается катализатор в машине. Данное устройство выполняет важную роль, но и стоимость его высокая. Не желая тратиться на замену этого узла, по окончании срока эксплуатации его просто удаляют из выхлопной системы, но обо всем по порядку.

Катализаторы — это техническое решение, позволяющее повысить экологичность автомобиля за счет дожигания отработанных газов. При нарушении компоновки горючей смеси и дефицита воздуха в камерах сгорания, не все топливо сгорает и уходит вместе с выхлопом в окружающую среду. Отсюда и ответ на вопрос, для чего нужен катализатор, так как в нем эти остатки топлива догорают. За счет этого снижается токсичность выхлопных газов и повышается экологичность автомобиля. Рассмотрим конструкцию и принцип работы данного узла.

Что такое катализатор: конструкция

Данный узел имеет форму колбы. Входной патрубок располагается со стороны выпускного коллектора. Так как это участок выхлопной системы, не сложно догадаться, где находится катализатор. Он расположен сразу за выпускным коллектором и состоит из следующих деталей:

  • корпус устройства;
  • тепловой экран;
  • места для датчиков кислорода;
  • соты;
  • катализаторы для задержания вредных веществ.

Катализаторы — это каталитически активные материалы, которые могут поглощать вредные вещества, такие как окись углерода, оксид азота и водород. После очистки остаются только вода, азот и углекислый газ. Разобравшись с тем, что такое катализатор в машине, следует уточнить, что на входном и выходном патрубках устанавливаются лямбда-зонды для анализа концентрации кислорода в отходящих газах, еще не прошедших через каталитически активные вещества и после их прохождения. Поэтому катализатор в машине — это не только снижение токсичности выхлопа, но и анализ отработанных газов, что позволяет ЭБУ автомобиля корректировать состав топливной смеси.

Каким бывает катализатор в машине

Различают несколько вариантов данного устройства. Для дизельного мотора используется только один тип – сажевые. Для бензиновых двигателей — металлические и керамические. Последние имеют внутри картридж из керамики. Ответ на вопрос, зачем нужен катализатор с керамическим картриджем, очевиден. Это самый дешевый вариант, однако он может быть недолговечным из-за хрупкости материала. Такую же конструкцию и прочность имеют сажевые аналоги для дизельных двигателей.

Многие не понимают, зачем нужны катализаторы керамического и сажевого типа, предпочитая более прочные металлические. В большинстве случаев они изготавливаются из нержавеющей стали, а потому им не страшна влага и у них высокая стойкость к механическим ударам. Поэтому металлический катализатор в машине — это гарантия долговечности данного узла. Чем больше его эксплуатационный срок, тем меньше придется тратиться на его замену, несмотря на более высокую стоимость по сравнению с керамическими и сажевыми аналогами.

Как проверить катализатор на исправность

В процессе эксплуатации соты устройства загрязняются нагаром. За счет этого снижается пропускная способность, увеличивается вероятность деформации внутренней полости и, в конечном итоге, узел перестает выполнять свои функции. Признаки забитого катализатора заключаются в следующем:

 

  • Появление стука под машиной, что свидетельствует о разрушении сот.
  • Потеря силовым агрегатом динамических характеристик.
  • Появление в отработанных газах запаха сероводорода.
  • Появление проблем с запуском двигателя.

Любой признак забитого катализатора появляется не ранее пробега в 100 тысяч километров. Исключение — сажевые и керамические устройства, которые могут быть повреждены механическим ударом раньше окончания срока эксплуатации.

Теперь рассмотрим, как проверить катализатор с использованием манометра. Для этого его необходимо установить вместо лямбда-зонда на выходном патрубке и сравнить показания с заводскими значениями, указанными в техническом мануале автомобиля. Если имеются признаки забитого катализатора, и давление выхлопных газов на порядок ниже заводских значений, требуется чистка или замена данного устройства. Более точную диагностику рекомендуется выполнять в условиях СТО.

Как почистить катализатор

Данная процедура приносит результат только в тех случаях, когда устройство не сильно загрязнено. Это обусловлено тем, что накапливаясь, нагар твердеет и его не получится смыть. Поэтому, как только появился первый признак забитого катализатора, необходимо его демонтировать и промыть жидкостью для чистки карбюратора. Возможно потребуется несколько раз повторить эту операцию для получения результата.

Чтобы не раздумывать, как прочистить катализатор, рекомендуется делать периодически чистку с помощью специальных чистящих присадок. Они заливаются в бензобак и чистят от нагара не только катализатор, но и всю выхлопную систему. Перед тем, как почистить катализатор жидкостью для промывки карбюратора, необходимо по нему постучать гаечным ключом. Если при каждом ударе внутри устройства что-то звенит, значит соты разрушены и в чистке нет смысла.

Зачем вырезают катализаторы

Удаление данного участка выхлопной системы выполняют в случае его выхода из строя или для улучшения технических характеристик двигателя. Большинство владельцев авто понимают для чего нужен катализатор, но не все знают, что он ухудшает характеристики силового агрегата. Данное устройство улучшает экологичность автомобиля, но снижает интенсивность выхлопа из-за того, что отработанные газы проходят через соты. По этой причине расход топлива выше, а мощность мотора ниже, чем это было бы при прямоточной выхлопной системе.

Исходя из вышесказанного каждому станет понятно, зачем вырезают катализатор. Если вместо него установить обычный пламегаситель, ничего не будет препятствовать движению отработанных газов. Выхлопная система станет прямоточной, что снизит расход топлива и улучшит динамику силового агрегата. Кроме того, удаление данного устройства интересно тем, кто знает, что ценного в катализаторах имеется. Выше говорилось, что такие изделия стоят недешево, а потому и утилизация их может принести владельцу автомобиля дополнительный доход за счет наличия на стенках сот каталитически активных веществ.

Что ценного в катализаторах

В качестве каталитически активных веществ выступают драгоценные металлы, такие как: платина, палладий, родий или иридий. Они наносятся на стенки сот, и выхлопные газы входят с ними в реакцию. За счет этого и происходит очистка выхлопа. Независимо от того, что ценного в катализаторе: платина или иридий, его можно сдать на переработку и получить за это определенную сумму, в зависимости от типа данного устройства. Вес драгоценных металлов отличается в каждом типе.

Похожие статьи

 

Добавить комментарий