Говорение как вид речевой деятельности. Техника речи.

 

  1. Говорение как вид речевой деятельности.
  2. Техника речи: речевое дыхание и его тренировка, голос и его свойства (тембр, сила, гибкость, диапазон, полетность), дикция, интонация, орфоэпические нормы (произношение).

Дидактический материал

1. Прочитайте отрывок из книги К.С.Станиславского и подумайте, какие недостатки речи характерны для вашей речи?

«Я понял еще, что все люди как в жизни, так и на сцене говорят ужасно. Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо буквы Ш произносим ПФА, вместо Л говорим УА. Согласная С значит у нас, как ЦС, а Г превращается у некоторых в ГХА. Прибавьте к этому оканье, аканье, шепелявость, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и всякое косноязычие. Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа» (К.С. Станиславский).

2. Прочитайте на одном выдохе следующую фразу:

Я хочу сообщить вам о самой удивительной, самой поразительной, самой чудесной, самой замечательной, самой прекрасной, самой потрясающей, самой редкой, самой необычной, самой невероятной, самой неожиданной, самой великой, самой ничтожной, самой обычной, самой блистательной, самой великолепной и наиболее достойной зависти вещи…

3. Произнесите скороговорки, следите за правильным произношением.

  • Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, нужно колпак переколпаковать, перевыколпаковать, нужно колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • 33 корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  • Купи кипу пик.
  • Инцидент с интендантом.
  • Прецедент с претендентом.
  • Константин констатировал.


 

Самостоятельная работа

1.Поработайте над произношением. Научитесь произносить скороговорки.

2.Поработайте над интонацией.

На любой фразе («В лесу родилась елочка…», «здравствуйте», «иди сюда», алфавит и др.) отработайте интонацию: напугайте, обрадуйтесь, признайтесь в любви, похвалите за то, что пытались пробовать, поблагодарите

3.Повторите орфограмму «Правописание Н/НН в прилагательных и причастиях». Приготовьтесь к диктанту: подлинный шедевр, поверенный в делах, разобщенные действия, бедственное положение, безвременная утрата, берестяная грамотка, бешеный ритм, глаженый костюм, гостиный двор, дарственная надпись, договоренность достигнута, дрянная пьеса, злоумышленный поступок, искренний порыв, искусный мастер, несмышленый малыш, нетленный образ, недвусмысленный ответ, неразделенной чувство, пустынный пейзаж, попранные ценности, хоженые тропы, считанные дни, невиданный успех, нежданный гость.

4. Пользуясь словарями, расставьте ударение в словах
(с. 21 – 23 из пособия «Культура речи. Методические рекомендации и материалы для самостоятельной работы студентов негуманитарных факультетов». Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998, кабинет русского языка 325, главный корпус).

Похожие статьи

 

Добавить комментарий