ЗАНЯТИЕ 3. Общение. Речевой этикет

 

  1. Общение и коммуникация. Функции общения.
  2. Виды и формы общения.
  3. Уровни общения (ритуальный, манипулятивный, дружеский).
  4. Структура общения.
  5. Условия успешного общения.
  6. Речевой этикет.
  7. Языковая личность. Коммуникативное поведение. Коммуникативная грамотность.

Дидактический материал

1.Как вы понимаете высказывание французского писателя Антуана де Сент- Экзюпери : «Единственно настоящая роскошь есть роскошь человеческого общения».

2. Докажите значимость компонентов таблицы в общении.

Адресант
(говорящий)

Сообщение:

  • цель
  • тема
  • содержание
  • форма
  • отношения

(речевые роли)

Адресат

3.Какой уровень общения проявился в названной рекламе: ритуальный или манипулятивный?

На одной из игр клуба «Что? Где? Когда?» в 2003 г . требовалось найти ответ на вопрос: какой рекламный слоган об автомобиле «Фольксваген» обеспечил огромный спрос на него и почему. При этом игрокам были даны модели автомобилей «Мерседес» и «Фольксваген». Ответ – «Твой второй автомобиль» — содержал пояснения: в этом слогане предполагается, что одна машина у человека уже есть. Реклама была необычайно успешной, поскольку содержала скрытое «поглаживание» — поднимала социальный статус владельцев «Фольксвагена».

4.Проанализируйте речь окружающих, какие виды этикетных ошибок чаще всего допускаются?

Виды этикетных ошибок:

  1. Отсутствие этикетных формул: — Который час? – Я без часов.
  2. Неудачный выбор этикетных формул:
    •  диалектные, просторечные, жаргонные выражения (покедова, айда, здравствуйте Вам)
    •  неуместная фамильярность, излишняя церемонность
    •  формулы официально-делового стиля в дружественном общении
  3. Неудачное звуковое оформление речи: равнодушная интонация, нелюбезный тон речи, «проглатывание» этикетных формул.
  4. Неудачное использование невербальных средств: жестов, мимики, моторики (благодарность с равнодушным выражением лица).

5. Продолжите список причин этикетных речевых ошибок:

  1. Причины речевого характера: недостаток языковой эрудиции; отсутствие привычки к использованию этикетных выражений; неумение ориентироваться в ситуации общения.
  2. Причины социально-психологического характера: сознательное игнорирование этикетных норм; психологический барьер: ненужная застенчивость, затруднение в установлении контакта и др.

6. Какие нормы речевого этикета нарушены в диалогах? Приведите приемлемый вариант.

Диалог 1 (поздний- 22 часа — телефонный звонок)

— Слушаю.

— Мне Сашу позовите.

— Здесь такой не живет.

— Как не живет? Он мне сам этот телефон дал.

 

— А как фамилия этого Саши?

— Сейчас посмотрю… А, вот, Лютов.

— Его Сергеем зовут. Его нет дома.

— А Вы кто?

— Я его мама. А Серёжа будет только завтра вечером…

— Ну, когда приедет, пусть мне позвонит.

— Алло, девушка! А как Вас зовут?

Диалог 2. (в диалоге участвуют лица одного возраста).

— Я здесь сяду?

— Как хотите! Вообще-то у меня здесь сумки лежат…

— Так уберите!

— Подождите!

— Почему я должен ждать? У меня нет времени… И ты, кстати, не один.

— А меня это не волнует. У меня время есть.

— Грубиян!

— Я о Вас такого же мнения.

Самостоятельная работа

  1. Изучите главы учебника М.Ю Федосюка «Русский язык для студентов-нефилологов»: 1.9, 1.10 (с.36 – 49)
  2. Докажите, что речевой этикет имеет конкретно-исторический характер и национальную специфику.
  3. Сформулируйте правила русского речевого этикета, рекомендуемые пословицами и поговорками. Используйте материал * упр.6, с. 46.
  4. Составьте небольшое выступление, цель которого – убедить слушателей, что соблюдение правил этикета создает престижный имидж интеллигентного человека. Используйте материал * упр.5, с.46.
  5. Составьте варианты этикетных ситуаций * упр.7 -14, с.48 -49.
  6. Повторите орфограмму «О/Ё поле шипящих», подготовьтесь к диктанту: девчонка, мажор, крыжовник, шёпот, тушёнка, сгущёнка, дешёвый, ковшовый, свечой, ожёг руку, ожог руки, горячо, никчёмный, стажёр, тренажёр, ежонок, решётка, ночёвка, шоколад, жонглер, крючок.
  7. Прочитайте притчу * упр 14, с. 156. Чему учит притча?

Похожие статьи

 

Добавить комментарий