- Общение и коммуникация. Функции общения.
- Виды и формы общения.
- Уровни общения (ритуальный, манипулятивный, дружеский).
- Структура общения.
- Условия успешного общения.
- Речевой этикет.
- Языковая личность. Коммуникативное поведение. Коммуникативная грамотность.
Дидактический материал
1.Как вы понимаете высказывание французского писателя Антуана де Сент- Экзюпери : «Единственно настоящая роскошь есть роскошь человеческого общения».
2. Докажите значимость компонентов таблицы в общении.
Адресант |
Сообщение:
(речевые роли) |
Адресат |
3.Какой уровень общения проявился в названной рекламе: ритуальный или манипулятивный?
На одной из игр клуба «Что? Где? Когда?» в 2003 г . требовалось найти ответ на вопрос: какой рекламный слоган об автомобиле «Фольксваген» обеспечил огромный спрос на него и почему. При этом игрокам были даны модели автомобилей «Мерседес» и «Фольксваген». Ответ – «Твой второй автомобиль» — содержал пояснения: в этом слогане предполагается, что одна машина у человека уже есть. Реклама была необычайно успешной, поскольку содержала скрытое «поглаживание» — поднимала социальный статус владельцев «Фольксвагена».
4.Проанализируйте речь окружающих, какие виды этикетных ошибок чаще всего допускаются?
Виды этикетных ошибок:
- Отсутствие этикетных формул: — Который час? – Я без часов.
- Неудачный выбор этикетных формул:
• диалектные, просторечные, жаргонные выражения (покедова, айда, здравствуйте Вам)
• неуместная фамильярность, излишняя церемонность
• формулы официально-делового стиля в дружественном общении - Неудачное звуковое оформление речи: равнодушная интонация, нелюбезный тон речи, «проглатывание» этикетных формул.
- Неудачное использование невербальных средств: жестов, мимики, моторики (благодарность с равнодушным выражением лица).
5. Продолжите список причин этикетных речевых ошибок:
- Причины речевого характера: недостаток языковой эрудиции; отсутствие привычки к использованию этикетных выражений; неумение ориентироваться в ситуации общения.
- Причины социально-психологического характера: сознательное игнорирование этикетных норм; психологический барьер: ненужная застенчивость, затруднение в установлении контакта и др.
6. Какие нормы речевого этикета нарушены в диалогах? Приведите приемлемый вариант.
Диалог 1 (поздний- 22 часа — телефонный звонок)
— Слушаю.
— Мне Сашу позовите.
— Здесь такой не живет.
— Как не живет? Он мне сам этот телефон дал.
— А как фамилия этого Саши?
— Сейчас посмотрю… А, вот, Лютов.
— Его Сергеем зовут. Его нет дома.
— А Вы кто?
— Я его мама. А Серёжа будет только завтра вечером…
— Ну, когда приедет, пусть мне позвонит.
— Алло, девушка! А как Вас зовут?
Диалог 2. (в диалоге участвуют лица одного возраста).
— Я здесь сяду?
— Как хотите! Вообще-то у меня здесь сумки лежат…
— Так уберите!
— Подождите!
— Почему я должен ждать? У меня нет времени… И ты, кстати, не один.
— А меня это не волнует. У меня время есть.
— Грубиян!
— Я о Вас такого же мнения.
Самостоятельная работа
- Изучите главы учебника М.Ю Федосюка «Русский язык для студентов-нефилологов»: 1.9, 1.10 (с.36 – 49)
- Докажите, что речевой этикет имеет конкретно-исторический характер и национальную специфику.
- Сформулируйте правила русского речевого этикета, рекомендуемые пословицами и поговорками. Используйте материал * упр.6, с. 46.
- Составьте небольшое выступление, цель которого – убедить слушателей, что соблюдение правил этикета создает престижный имидж интеллигентного человека. Используйте материал * упр.5, с.46.
- Составьте варианты этикетных ситуаций * упр.7 -14, с.48 -49.
- Повторите орфограмму «О/Ё поле шипящих», подготовьтесь к диктанту: девчонка, мажор, крыжовник, шёпот, тушёнка, сгущёнка, дешёвый, ковшовый, свечой, ожёг руку, ожог руки, горячо, никчёмный, стажёр, тренажёр, ежонок, решётка, ночёвка, шоколад, жонглер, крючок.
- Прочитайте притчу * упр 14, с. 156. Чему учит притча?
Похожие статьи